Время ближайшей трансляции будет скоро объявлено

Инна Ульянова

Ульянова Инна Ивановна
(30 июня 1934 — 9 июня 2005)

Родилась 30 июня 1934 года в Москве в семье известного горного инженера. В 1957 году окончила Театральное училище им. Щукина. В 1957-63 годах — актриса Ленинградского государственного театра комедии. С 1964 года — актриса Театра на Таганке. Роли в таганских спектаклях: «Добрый человек из Сезуана» (домовладелица Ми Тци, старая проститутка), «Десять дней, которые потрясли мир», «А зори здесь тихие» (хозяйка), «На дне» (Квашня), «Обмен» (Лена) и других. Заслуженная артистка России. С 1993 года — в театре «Содружество актеров Таганки». Снималась в фильмах: «Раба любви», «Покровские ворота», «Где находится Нофелет?», «Утомленные солнцем» и других. 



 —---------------------------------------

Инна Ульянова, одна из самых ярких комедийных актрис современности, скончалась 9 июня 2005 года в Москве на 71-м году жизни. До последних дней она выглядела прекрасно, гордилась своей стройной фигурой и каждое утро начинала с долгих процедур ухаживания за лицом. Никто не знал, что здоровье Инны Ивановны совсем неважное. Племянница актрисы Марина рассказала «Комсомольской правде», что Ульянова уже давно лежала в 51-й московской больнице. У неё был целый букет болезней — сердце, печень. И, несмотря на это, она не сдавалась, продолжала ездить на гастроли. Вот и с 10 по 15 июня собиралась улететь в Коми со спектаклем «Французская кадриль». Но увы: в четверг вечером актрисе стало плохо… В 23.15 она скончалась.
Инна Ульянова жила одна. Она несколько раз была замужем, охотно рассказывала о своих романах, с удовольствием кокетничала и гордилась тем, что на неё по-прежнему обращают внимание мужчины. Детей у неё не было. Мысли о возрасте она гнала прочь. В день своего 70-летия скрылась от всех, несмотря на то, что любила быть в центре внимания. 

Инна Ульянова прославилась ролью Маргариты Павловны Хоботовой в фильме «Покровские ворота». Все последующие работы Инны Ульяновой делались по образу и подобию этой. То, что актриса может быть разной, заметил только Никита Михалков, пригласивший ее в драму «Утомленные солнцем».
Свою творческую биографию Ульянова начинала в Ленинградском театре комедии под руководством Николая Акимова. У него она играла героинь и лирических, и характерных, и комедийных. Мастер умел подчеркивать красоту и женственность своих актрис, сам придумывал им костюмы, подчеркивая их грацию и формы. Когда началась «антиакимовская» кампания, Инна Ульянова не смогла оставаться в Ленинграде и вернулась в Москву, где оказалась у истоков Театра на Таганке…
Когда Любимов вернулся из эмиграции, «Таганка» раскололась на два лагеря. Инна Ивановна осталась на стороне Губенко и Филатова. Но с начала 90-х актриса активно играет в антрепризах, и это ей помогает «держать форму». В кино Инна Ульянова снималась, в основном, в эпизодах. Лучший из них — образ пьяной Дамы с лисой в телесериале «Семнадцать мгновений весны». Поначалу актрису узнавали именно по этой роли. Но в 1982 году она сыграла Маргариту Хоботову и стала безумно популярной. Правда, на экране она не стала появляться чаще, хотя были и такие заметные работы, как в фильмах «Где находится нофелет?», «Когда опаздывают в загс», «Наша дача», «Мсье Робина», в сюжетах «Ералаша» и ряде комедийных короткометражек.
В конце 90-х Инна Ульянова стала «фирменным лицом» порошка Comet.

Сергей Капков «Характерные актеры российского кино»

 —---------------------------------------

Из интервью Инны Ульяновой «Новой газете» (№ 20 от 22 марта 2001 года).

 — Инна Ивановна, позвольте, я вам задам неделикатный вопрос. Вот девушка, молодая актриса, заканчивает Щукинское училище, хочет играть романтических красавиц — и вдруг сталкивается с жестким ограничением амплуа и играет комические и характерные роли. Вначале это не было обидно?

 — Нет. Я никогда не питала в отношении себя никаких иллюзий и всю жизнь во всех театрах играла проституток всевозможных стран и эпох. Но, конечно, не только. На самом деле мне очень повезло с театральными режиссерами: Акимов, Любимов, Эфрос, Петр Фоменко, Арцыбашев… В кино мне, кстати, тоже очень повезло — Козаков, Михалков, Лиознова!
Так вот, после «Щуки» я сразу поехала в Ленинград и несколько лет работала у Акимова. Между прочим, Ленинград — очень театральный город. У меня остались прекрасные впечатления об этом городе. У него обо мне — тоже. Мы как-то приехали туда на гастроли, и я выходила на сцену уже сразу под аплодисменты. Так сказать, авансом: ленинградцы меня помнят по работе у Акимова и встречают, как свою.
Простите, я отвлеклась. Так вот, Николай Петрович Акимов мне тогда сказал: «Инна, у вас редкий комедийный дар, не надо этого стесняться!» Потом, через много лет, почти то же самое повторил Анатолий Васильевич Эфрос: «Инна, вы в принципе смешная и вообще не думайте об этом». Так что в отношении актерского амплуа обиды на судьбу никогда не было. Я с детства усвоила одну мысль: на Руси должно быть весело. И сегодня никаких ограничений в отношении своих возможностей я не ощущаю. По актерской игре могу поднять практически все.
Правда, в последнее время очень хочется сыграть что-нибудь грустное. В спектакле «Галилео Галилей» на Таганке у меня был один диалог с Высоцким. Он говорил: «Ах, какое веселое время наступает!» На это я ему отвечала: «Только вот будет ли у вас в это веселое время возможность заплатить за молоко…»
Тогда я произносила эту реплику как-то пусто. А вот сегодня я сказала бы это уже по-другому. Юрий Петрович всегда приветствовал общение с залом, и говорить эту фразу стоило, обращаясь прямо к зрителям.

 — Давайте вернемся к ситуации в театре. Вы выбрали Губенко. Ну и как?
 — О-хо-хо… Он тогда был такой сильный, открытый, харизматичный… Говорил, что вот сделаем, пересилим, добьемся. Он, кстати, и добился. Только совсем не того, чего мы от него ждали.

 — Как часто вы сейчас выходите на сцену?
 — Часто. Не буду жаловаться — очень часто, приблизительно раз в месяц.

 — Понял. Тогда давайте про кино. Самая главная ваша роль — это все-таки Маргарита Павловна. Подобный типаж и раньше был в нашем кинематографе, но обычно это были деревенские бой-бабы, казачки, их начала играть еще Татьяна Ивановна Пельтцер. Вы же впервые перенесли его в городскую, московскую среду, и вся страна вдруг осознала, что это совершенно типичный образ. Как произошло такое открытие?

 — Ну, во-первых, все, конечно, придумал Миша Козаков. А во-вторых, по Фрейду, есть такая «теория ДОБОРА». На экране и на сцене, как и вообще в творчестве, человек старается добирать то, чего ему не хватает в жизни. Вот я, например, жуткая трусиха и в своей Маргарите Павловне просто добирала самоуверенность, властность, даже нахальство, то есть то, чего мне не хватало в отношениях с мужчинами. А зритель, кстати, бой-бабу во мне не очень-то и видел. Всех поражало то, что вот у нее — два мужа! Это ж надо, а, два мужа! Но, по-моему, роль получилась.
Еще в «Утомленных солнцем» у меня была очень милая роль. Небольшая, но я ее люблю. И вообще лучше сыграть эпизод у Никиты, чем главную роль… ну, ладно.

 — Лет двенадцать назад возникло ощущение, что кино просто умерло. Про театр тоже стали это говорить. А как сейчас?
 — Конечно, с тем, что было десять лет назад, и сравнивать нельзя. Только я-то все сравниваю с тем, как было двадцать и тридцать лет назад… Но давайте не будем плакаться, а? Лучше уж принимать ноотропил. Ненавижу говорить что-то вроде: «в наше сложное время…» У нас всегда было сложное время, и нормальным людям всегда помогало только одно — чувство юмора. Социальные исследования показали: большинство людей, ставших самоубийцами, чувства юмора не имели вообще.


Художник-постановщик
Дмитрий Крымов
Арсиноя
Инна Ульянова
Постановка
Анатолий Эфрос
Селимена
Ольга Яковлева