Время ближайшей трансляции будет скоро объявлено
Культу.Ру!
Театральная паутина200920082007200620052004

Анатолий Васильев

Режиссер, педагог, заслуженный деятель искусств России. Окончил химический факультет университета в Ростове-на-Дону, в 1973 — режиссерский факультет ГИТИСа (курс М. О. Кнебель и А. А. Попова). Придя после института в МХАТ, Васильев под руководством О. Н. Ефремова репетировал в качестве режиссера-стажера спектакль «Соло для часов с боем» О. Заградника с мхатовскими «стариками»: М. М. Яншиным, Б. Я. Петкером, А. Н. Грибовым, О. Н. Андровской, М. И. Прудкиным. В качестве второго режиссера, режиссера-ассистента или руководителя постановки участвовал в работе над многими спектаклями МХАТа. 

В начале своей режиссерской карьеры Васильев осуществил несколько постановок в провинции. В 1977-1982 — режиссер театра им. К. С. Станиславского, возглавляемого в те годы Поповым. Поставленные здесь спектакли: Первый вариант «Вассы Железновой» М. Горького (1978) и «Взрослая дочь молодого человека» В. И. Славкина (1979) выдвинули Васильева в лидеры поколения. В работе над этими постановками вокруг Васильева сплотился круг артистов-единомышленников, продолживших сотрудничество с ним и в последующие годы. Вынужденный в 1982 покинуть театр им. Станиславского, Васильев на предоставленной ему Ю. П. Любимовым малой сцене театра на Таганке на протяжении трех лет репетирует и в 1985 году выпускает спектакль по пьесе Славкина «Серсо». Значительность новой постановки режиссера для театрального искусства подтвердили и критики, и публика.

С начала 1980-х годов параллельно с режиссерско-постановочной деятельностью Васильев преподает на Высших режиссерских курсах, во ВГИКе и на режиссерском факультете ГИТИСа. 
В 1987 году в Москве среди шести новых театров открывается «Школа драматического искусства» Анатолия Васильева, первым спектаклем которой стали «Шесть персонажей в поисках автора» Л. Пиранделло (1987). Спектакль много и триумфально гастролировал, участвовал во множестве международных фестивалей.

С годами Анатолий Васильев, во многом ориентирующийся на опыт Е. Гротовского, постепенно отходит от репертуарного театра и обращается к лабораторным исканиям, декларируя идеи постоянного профессионального обновления, поиска новой театральной эстетики, возрождения самой культуры театра. За время существования «Школы драматического искусства» в результате учебных семинаров и лабораторных поисков были продемонстрированы (весьма узкому кругу лиц) спектакли, вечера, представления, открытые репетиции, посвященные одному автору, или произведению, или теме. Был осуществлен также ряд совместных международных экспериментальных проектов.
Анатолий Васильев — кавалер ордена искусства и литературы (Франция, 1989), лауреат премий: им. К. С. Станиславского (1988), критиков Европы «Новая театральная реальность» (Италия, 1990), «Хаос» — премия Пиранделло (Италия, 1992), Фонда им. К. С. Станиславского «За вклад в развитие театральной педагогики» (1995), «Золотая маска» (1997), Государственной премии РФ (1999), «Триумф» (2001).

Альцест
Анатолий Васильев
Постановка
Анатолий Васильев
Актер-манипулятор
Вячеслав Игнатов