Взять не все произведения Лермонтова, а только одну страничку журнала Печорина — такова была первоначальная мысль. Приехал в Пятигорск, подурачил Мери, одновременно не прекращал романа с Верой, стрелялся с Грушницким и убил его.
Подобно Дон Жуану, Печорин для многих фигура романтическая. По мне же, эта фигура — трагическая, поскольку молодой человек лет двадцати пяти настолько ожесточился, что его не трогают ни страдания женщины, ни муки приятеля. Собственные его чувства — тоска и раздражение? Нельзя сказать, что сам он не жаждет тепла, но он его в себе не находит. Он жесток и насмешлив. Впрочем, совершив зло, он строит догадки — отчего он таков. Он, пожалуй, даже страдает? Однако он без вранья написал в дневнике свой портрет. Свой холодный, жестокий портрет. И в том, что он видит себя без прикрас, только горечь и нет любования? Отчего он таков — судить в основном не ему. Он не рисует себя романтиком. Он свою душу обнажает. А кто-то еще и теперь хочет видеть его «в драпировке». Он циничен, мрачен и зол. Он не верит в желания, тоскует. И тогда готов убивать. Он таков?
?Печорин — жестокий, молодой человек. Почему он такой жестокий? По этому поводу высказывались уже сотни мыслей. Но главная в том, вероятно, что у него нет любви, нет идеалов, что чуть ли не с детства он воспитан в холодном презрении ко всему. Воспитан всем окружением, всей ничтожностью окружения. Воспитан дворянской спесью, офицерской средой, воспитан собственной удачливостью, когда женщина так доступна, что не представляется божеством.
Странно — при почти одних и тех же условиях появляется не только Печорин, но и Лермонтов. Не знаю, оттого ли, что особый талант, оттого ли? Впрочем, особый талант — это уже другие условия.
У одного есть занятие — литература. У другого вообще нет никакого занятия. Нет хотя бы малого душевного занятия для себя или огромного для общества, есть времяпрепровождение среди людей, которых он не уважает, над которыми смеется.
Но ведь и Лермонтов тоже смеялся и тоже презирал?..
Однако этот запал не уходил на то, чтобы мучить людей. Скорее, мучил себя, его тоска переливалась в поэзию. Его грусть осмысливалась и становилась творчеством.
Но ведь и Печорин вел дневник?
И начинается эта сложная связь и различие автора и героя?
Так же, как Мольер в «Дон Жуане», Лермонтов не просто отстранился от своего героя, но в чем-то выразился в нем. Оттого это не просто «отрицательный» образ, но драматический.
Между тем я уверен, что для сегодняшнего фильма или спектакля по «Герою нашего времени» нужна резкая, новая трактовка, чтобы повесть так же сильно задела, как задевала раньше.
Конечно, эта трактовка должна исходить из самой вещи, но только не из ширпотребных, расхожих представлений о «классическом герое»?
Анатолий Эфрос
«Профессия режиссер»
Консультант | Ираклий Андроников |
автор | Михаил Лермонтов |
Сценарий и постановка | Заслуженный деятель искусств РФ Анатолий Эфрос |
Действующие лица и исполнители: | |
Печорин | Олег Даль |
Грушницкий | Народный артист РФ Андрей Миронов |
Вернер | Народный артист СССР Лауреат Государственных премий РФ Леонид Броневой |
Вера | Народная артистка РФ Лауреат Государственной премии РФ Ольга Яковлева |
Мери | Ирина Печерникова |
Княгиня Лиговская | Ирина Кириченко |
Муж Веры | Всеволод Платов |
В других ролях | Мария Нейман, Елена Пресникова, Игорь Кашинцев |