Сюжет постановки относительно прост: история о неудачном бунте двух вассалов перерастает в дворцовый переворот, в результате которого повелителя убивают те, которые помогли помочь подавить восстание (не правда ли, современно?). Вначале кажущаяся простота действа резко углубляется при помощи элементов — символов, которыми весь спектакль буквально напичкан. Гротескные фигуры и стилизованные декорации, дополняя друг друга, передают зрителю довольно много скрытого смысла. Так, все наихудшие, низменные чувства, рождающиеся в душах персонажей, передают чертовки, то и дело нашептывающие им «правильные» решения. Война и насилие символизируются дымящимися трубами, куда по ходу сражения исчезают воины. Репрессии и гонения на покоренных передаются посредством звука лесопилки и груды чурбачков, которые сыплются под плач подвергаемых казни и торжествующий рев палачей. Звук играет важную роль во всей постановке, и он представлен в невообразимом диапазоне: от вертолетного гула до якутской народной музыки. Разгадывая обозначения зависти, злобы, запутанности, страха, гордыни и прочих чувств, описываемых в этом спектакле, зритель начинает по-другому переоценивать их значение, глубину. Мир мертвых и живых, прошлое и будущее, даже геометрическое пространство не имеет четкого разграничения. Мертвый воин в шотландском килте, на баяне наигрывающий якутскую мелодию, полная фантасмагория, служит одной цели: указать, что зло и добро — понятия, существующие вне времени. И что причина в человеке самом, внутренняя природа которого, по сути, не меняется, хотя окружающий его внешний мир изменился неузнаваемо.
В финале выходят на сцену два мальчика. Это те самые два вассала. Свирепые воины, не жалевшие ни своих, ни чужих, превратились в детей: у одного сачок, а другой «управляет» бабочкой- ярким трепетным пятнышком, воплощением недостижимой и вечно ускользающей мечты. Мечты о чем? Может о власти? Но ребенок не может думать о власти. Это удел взрослых… Однако дети растут быстро. И все повторится сначала —любовь и кровь, вражда и смерть.
Сергей Потапов
Обладатель спецприза Национальной театральной премии «Золотая маска» (2005 г.) "За яркий артистизм, сочетание фолклорных традиций с поэтикой европейского авангарда".
автор | Эжен Ионеско |
режиссер | Сергей Потапов |
Сценография | М. Егоров |
Действующие лица и исполнители: | |
Макбет | Петр Баснаев |
Дункан | Иннокентий Дакаяров |
Леди Дункан | Н. Шадрина |
Ведьмы | E. Румянцева, Е. Яковлева, А. Софронеева, Т. Макарова, З. Багнанова, М. Варламова |
Служанка | Ирина Никифорова |
Гламис | Г. Турантаев |
Банко | А. Егоров |
Кандор | Д. Шадрин |
Монах | Т. Сметанин |
Маколь | Василий Апросимов |
Солдат | М. Борисов |
Воин | Дмитрий Михайлов |
Офицер | В. Борисов |